d0ctor_z: (Default)
d0ctor_z ([personal profile] d0ctor_z) wrote2019-10-01 04:44 pm

Холод и энергия

Возвращение из отпуска в конце сентября вгоняет меня в депрессию. И дело не только и не столько в том, что отдохнуть больше не получится вплоть до Нового года. Холод, сырость, мрак, непрекращающийся дождь и висящее над головой равномерно-свинцовое небо, тоскливый пейзаж в оттенках серого, где не на чем остановить взгляд. Особенно же удручает тот факт, что совсем скоро дождь превратится в снег, улицы покроются льдом на полгода, а согреться теперь получится только в следующем мае...

Про "согреться" - отопление в домах с каждым годом становится все хуже и хуже (и при этом, конечно, все дороже и дороже). Передача в частные руки все большего числа предприятий, всякие "управляющие компании", "ТСЖ" и прочие мошенники, грабящие трудящихся - рынок не может привести ни к чему другому. Постоянное ухудшение качества при постоянном росте цен. Возможно, для товаров и услуг с очень эластичным спросом это не выполняется, но для всех остальных это - непреложный закон. Если в Советском Союзе в домах было тепло, то капитализм просто не может обеспечить комфортного существования в таком климате.

А теперь про энергию.

У меня уже давно сформировалось твердое и однозначное мнение: если кто-то говорит о необходимости экономить, это либо голос платной обслуги правящего класса, заинтересованного в как можно более долгом сохранении практически полностью сгнившего, реакционного и антипрогрессистского капиталистического строя, либо просто совершенно оторванный от реальности "зеленый" активист. Когда вы слышите призывы теплее одеваться дома и экономить на отоплении, не летать на самолетах и не ездить на автомобилях, не есть мяса, поучаствовать в "часе Земли" и тому подобное - вы слышите буржуазную пропаганду, цель которой состоит в том, чтобы отдалить неизбежное. Прогресс не остановить.

Доступной энергии должно быть много, о чем я прямо и недвусмысленно писал в "Звезде, которая никогда не заходит". Всю историю технического прогресса и развития производительных сил можно разбить на большие эпохи по виду преимущественно существующей энергетики. Деление это сугубо материалистическое и, что неудивительно, во многом совпадает с делением на общественно-экономические формации.

В домашинной энергетике человек использует преимущественно либо силу собственных мышц, либо, кроме их, аналогичные возможности домашних животных. Химическая энергия, получаемая из топлива (которым служит почти исключительно дерево), применяется для приготовления пищи, в металлургии и для обогрева. Потом появляются ветряные и водяные мельницы, а сила ветра используется для перемещения, в основном по воде.

Машинная эпоха практически целиком основана на химической энергии топлива, в основном ископаемого. Без угля нет фабрик, железных дорог и пароходов. Как совершенно правильно писал Карл Маркс, "мельница создала феодализм, а паровая машина - капитализм". Но использование химической энергии уже устарело.

В этом смысле символично, что первая в мире электростанция, использующая энергию деления атомных ядер, была запущена в эксплуатацию в первой в мире стране, сделавшей попытку построить новое общество. Да, энергетика следующей эпохи (можно назвать ее "постиндустриальной", но по-настоящему постиндустриальной, т.е. постдефицитной) будет ядерной - на основе деления, на основе синтеза (термояд), возможно, солнечной (в конечном итоге то же термояд, но для ее эффективного использования нужны космические станции).

Энергоресурсов хватит. По этому поводу Александр Розов (тот самый, автор меганезийского цикла) недавно написал хороший пост, с которым я вполне согласен. В "Звезде..." я сам еще несколько лет назад писал о том же. Но пара соображений идет в разрез с идеями анархистов и, тем более, либертарианцев.

Во-первых, капитализм (и вообще любая экономика, основанное на частной собственности) не может обеспечить дальнейший прогресс в области энергетики.

Во-вторых, для создания новой, по-настоящему масштабной энергетической системы нужен глобальный механизм координации, либо общественной, либо (если пока функции управления не перешли к обществу) государственной.

Поэтому для перехода к следующей энергетической эпохе нужно, во-первых, избавиться от частной собственности. Частная электростанция, частная энерго- или теплосеть, частный жилой комплекс - это совершенно людоедские конструкты, которым не место на Земле. Во-вторых, нужно централизованно и планово заняться исследованиями, разработками и строительством новых электростанций. Сначала урановых (плутониевых, ториевых - я опускаю детали, не берясь предсказывать конкретные пути развития), во время работы которых можно неспешно исследовать термояд. Потом - термоядерных. Естественно, все такие разработки и строительство (причем не только объектов энергетики, но и всех потребителей энергии, предприятий от жилых комплексов) должны полностью, тотально, контролироваться обществом (на первом этапе - через государство диктатуры пролетариата).

"Зеленых" же активистов нужно всего лишь полностью лишить какой-либо финансовой и медийной поддержки. Не думайте - я вовсе не против сохранения видов диких животных, заповедников и так далее. Но не в ущерб миллиардам людей. Вперед, к цивилизации I типа по Кардашёву!

[identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com 2019-10-01 01:46 pm (UTC)(link)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Лытдыбр (https://www.livejournal.com/category/lytdybr), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

[identity profile] d0ctor-z.livejournal.com 2019-10-01 01:47 pm (UTC)(link)
Годится.

[identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com 2019-10-01 01:50 pm (UTC)(link)
Чудесно

[identity profile] botya.livejournal.com 2019-10-01 02:06 pm (UTC)(link)
С возвращением! Да, осень в Россию возвращаться особенно тяжело. Нелепо всё-таки, что именно сюда забрели наши предки.

По сути - полностью одобряю! Голос разума!

[identity profile] rbs-vader.livejournal.com 2019-10-01 04:35 pm (UTC)(link)
Розов вообще умница, ему осталось до коммунизма сделать один шаг. А зелёной мрази уступать нельзя ни шагу. Сегодня "экономить", а завтра клетушки 2х1 и еда из насекомых.

[identity profile] d0ctor-z.livejournal.com 2019-10-01 08:19 pm (UTC)(link)
Да, зачем-то пошли в места, для жизни человека, вообще говоря, непригодные. Я, конечно, понимаю, что был средневековый климатический оптимум, но разница температур не так велика...

[identity profile] d0ctor-z.livejournal.com 2019-10-01 08:24 pm (UTC)(link)
Увы, этот один шаг Розов не делает - он упорно цепляется за частную собственность. И отрицает любое государство, в том числе полугосударство диктатуры пролетариата, что делает построение коммунизма невозможным. Хотя общество его "Неандертальского томагавка..." выглядит неплохо. Не The Core, конечно, но жить можно. Но оно якобы получилось из Меганезии, что совершенно невозможно. А Меганезия для жизни ничем не лучше обычной капстраны.

Катализатор на букву Г

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2019-10-02 01:36 pm (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] botya сослался на вашу запись в своей записи «Катализатор на букву Г (https://botya.livejournal.com/79386.html)» в контексте: [...] мысли меня натолкнули последние статьи из блогов и : https://d0ctor-z.livejournal.com/46618.html [...]

[identity profile] rbs-vader.livejournal.com 2019-10-02 02:53 pm (UTC)(link)
Вроде как он упорно путает "личное и частное", самая распространённая ошибка тех, кто "красную теорию" не изучал. Попробую ему объяснить, что на его личное дело (или артельное/кооперативное) никто при коммунизме покушаться не будет. Оно ж в найм рабочей силы упирается, а если товарищи по артели получают долю дохода, то всё ок.

(Ну, ещё важен тип социализации, и да, с чего б в Меганезии у него социализация шла по горизонтальному типу - я не вижу. Причин нет, если опять злая конкуренция и большинство вынуждено торговать собой за малую плату. А в Томагавке практически все симпатичные герои - горизонталы с нормально развитым чувством реципрокного альтруизма).

[identity profile] dennis_chikin.livejournal.com 2019-10-02 04:45 pm (UTC)(link)
У Розова, увы, флагманы - все-таки Торресы, удачно подхватившие то, на что банально "забил" муниципалитет, и снимающие "ренту".
Хотя у человечества, рассчитывающего иметь какое-то будущее, это должно было вызвать как минимум расследование на предмет: почему муниципалитет, у которого это - обязаность, не смог, а какой-то пробегавший мимо Торрес - смог. Не с целью торресов наказать, а чтоб муниципалитет больше не забивал.
И, нет - "предпринимательство" и прочие "невидимые руки рынка" - не ответ.

А вот по поводу энергетики меня неприятно поразил Витус Вагнер, со всеми своими примерами "великих Армад", которые просто благополучно дождались предсказуемого результата, против его же тезисов.

[identity profile] d0ctor-z.livejournal.com 2019-10-03 07:48 am (UTC)(link)
Похоже, увы не путает. Ему нужны наемные работники.

Попробую ему объяснить, что на его личное дело (или артельное/кооперативное) никто при коммунизме покушаться не будет. Оно ж в найм рабочей силы упирается, а если товарищи по артели получают долю дохода, то всё ок.

Не совсем так. При коммунизме (даже при социализме как его первой стадии) нет товарно-денежных отношений, экономика плановая. Я совершенно не против низовых инициатив. Например, по созданию маленькой булочной, где инициатор будет печь вкусные пирожки. Муку он будет получать по плану, пирожками кормить по плану (местному) а его труд будет считаться общественно-полезным и за него он будет получать либо трудовые квитанции (социализм, распределение по труду), либо просто все, что ему потребуется (полный коммунизм, распределение по потребностям). Но никакого "бизнеса", который Розов так любит и пихает во все места.

Причин нет, если опять злая конкуренция и большинство вынуждено торговать собой за малую плату.

Капитализм... Общественное бытие определяет сознание.

А в Томагавке практически все симпатичные герои - горизонталы с нормально развитым чувством реципрокного альтруизма

В "Томагавке..." ТДО вроде фактически нет, есть только какие-то зарытые в памяти компьютеров учетные единицы. Что не сильно отличается от The Core. Но непонятно, как такое сочетается с отсутствием управляющих структур верхнего уровня (там некая аморфная конфедерация вроде бы).

[identity profile] jora0.livejournal.com 2019-10-04 10:27 pm (UTC)(link)
У Розова в комментах славный паноптикум людожоров

[identity profile] jora0.livejournal.com 2019-10-04 10:32 pm (UTC)(link)
Умный-то умный, но вот целевые установки у него несколько другие.
Мысль о необходимости радикальной зачистки шарика от излишков населения (процентах так 95-99) для достижения интересных ему целей в комментах он высказывал довольно однозначно, а в произведениях --- несколько завуалированно, но всё равно прозрачно (причём весь меганезийский цикл является неплохим образцом "окна Овертона" в направлении идеи массового геноцида --- если рассматривать произведения цикла в порядке написания).

Ну, и модель пропагандируемого им либертарианства работать не будет, ибо неустойчива --- тупо свалится к тотальной диктатуре, см. у того же юзера i-ddragon пост "Концентрация власти".

Садонин в своём ролике тут тоже неплохо сказал про отражение правого нижнего квадрата на "плосткости политических координат": https://youtu.be/-81Jrx38KiE?t=789
Edited 2019-10-04 22:40 (UTC)

[identity profile] rbs-vader.livejournal.com 2019-10-05 10:58 am (UTC)(link)
Ну при развитом-то коммунизме - я и не спорю. План, научная организация труда, безденежное общество. Всё это must have. Кстати да, я заметил, что в Томагавке нет этой отравы сознания, которая неизбежно порождается деньгами. Значит - по крайней мере, в книге, он этот шаг до коммунизма сделал, иного объяснения я не вижу. Про управляющие структуры можно у него спросить, но скорее всего, он взял фрактальный принцип.

[identity profile] rbs-vader.livejournal.com 2019-10-05 11:01 am (UTC)(link)
Так недаром он в итоге модель в "Томагавке" сильно поменял. Похоже, про Меганезию он и сам понимает. Просто неудобно писать "случилась революция". Но вообще многие авторы в своих произведениях высказывали идеи как бы не свои, а "списанные с астрала". "Томагавк" к таким вещам, ИМО, относится вполне.

Насчет геноцида - я, конечно, не могу быть с ним согласен, людоедство это. Причём такая опасная штука, в стиле "коготок увяз - всей птичке пропасть".
Edited 2019-10-05 11:02 (UTC)

[identity profile] jora0.livejournal.com 2019-10-06 11:55 am (UTC)(link)
А чего поменял-то? "Томагавк" написан в середине создания меганезийского цикла (если таковым считать не только шеститомник от "Депортации" до "Зайца", но и "предысторию", от "Мауи и Пеле" до "Апостола"), и мир "Томагавка" --- это мир "Меганезии" полтора столетия спустя (главное, всякие катаклизьмы и геноциды, случившиеся за эти полтораста лет, в "Томагавке" вполне себе описаны).

Розов, вроде как, берёт за основу либертарианскую модель, и довольно грамотно добавляет в неё некоторые, так сказать, "присадки" (типа принудительного выкупа предприятий, приобретших стратегическое значение), корторые не дают этой самой модели совсем уж стремительно скатиться в полное УГ тотальной диктатуры самого успешного капиталистического хищника, победившего в конкурентной борьбе (к слову, эти присадки вызывают попоболь у кондовых либертарианцев, постоянно обвиняющих Розова в левачестве и социализме). Кое-чего в его произведениях, действительно, полезно, но написанное надо воспринимать всё же целиком, не слишком увлекаясь красивостями и не игнорируя мелочи.

Я в своё время буквально фанател от произведений Розова, и рекламировал на всех ресурсах и, скажу, совершенно не жалею об этом --- на становление меня как личности они оказали мощное положительное воздействие, избавив от массы "культурных глюков"). Просто более вдумчивое прочтение и внимание к мелочам наводит на мысль об "окне Овертона".
Edited 2019-10-06 11:57 (UTC)

[identity profile] rbs-vader.livejournal.com 2019-10-06 12:49 pm (UTC)(link)
Даже так? О хронологии я не знал. Даже не знаю тогда, чем объяснить такую разницу. Ну вот буквально на уровне ощущений - в мире Меганезии я жить не хочу, лучше сразу расстреляйте. А в Томагавке - вполне.

[identity profile] d0ctor-z.livejournal.com 2019-10-06 01:15 pm (UTC)(link)
Да, комментаторы у него показательные. Упертые либертарианцы/анкаповцы, которые негодуют и критикуют Розова справа, называя его леваком.

[identity profile] d0ctor-z.livejournal.com 2019-10-06 01:27 pm (UTC)(link)
В "Томагавке..." есть другая отрава, тоже весьма неприятная. Там есть четкое различие между гражданами Ассоциации (ЕМНИП, он называется так) и гражданами других стран. Неграждане не имеют права на защиту, они вроде как вообще не люди. При этом, если предположить, что Ассоциация - бесклассовое общество, а старые государства - классовые, граждане старых государств рассматриваются Ассоциацией независимо от классовой принадлежности. А это ужасно и совершенно ненаучно. У классов разные, часто противоположные и взаимоисключающие интересы. Классовые различия важнее национальных, расовых, а в НФ - и видовых.

У The Core подход противоположный. Нулевой принцип - он для всех. Если какое-то старое. классовое, общество конфликтует с The Core - конфликтует, скорее всего, правящий класс. Угнетенные же классы - союзники, им надо помочь свергнуть эксплуататоров.

[identity profile] d0ctor-z.livejournal.com 2019-10-06 01:35 pm (UTC)(link)
Последние (по времени написания) цикла книги - вообще мрак. Там нет положительных героев, есть только представители элиты разных стран, играющие в свои тайные игры и без колебаний жертвующие жизнями простых людей. В этом смысле Меганезия ничем не отличается от обычных капстран. Большие "шишки", скажем, США и Меганезии легко находят общий язык. Контраст с большевиками просто чудовищный, как и с моей The Core - они другие.

[identity profile] rbs-vader.livejournal.com 2019-10-06 01:43 pm (UTC)(link)
Да, этому вопросу уже много лет: "построение социализма/бесклассового общества в отдельно взятой стране vs. мировая революция". Подход The Core намного симпатичнее чисто по-человечески, впрочем - некоторые представители илиток могут попробовать "переодеться в женское платье" и это дело потребуется проверять. На всякий случай.

[identity profile] rbs-vader.livejournal.com 2019-10-06 01:45 pm (UTC)(link)
По-моему, автор всё же транслирует что-то помимо своей воли - вот, например, тезис о том, что "классовый интерес выше национального и государственного". Лечится, конечно, только полным отказом от Илиток (специально пишу это слово так) всех сортов. У Харченко вот мне понравилась сцена того, как после войны поступили со Справными Хозяевами, Солью Земли. Даже патронов пожалели.