Технологии из будущего. Кратко.
Feb. 15th, 2021 06:49 pmПосмотрев на окончательно свихнувшихся на почве противоэпидемических ограничительных мер людоедов-либертарианцев и прочих ультраправых, бормочущих про концлагеря, намордники и вливание отравы, хочу высказать несколько соображений. Пока пишу кратко - такие вопросы требует тщательной проработки.
Первое я уже как-то упоминал - сторонники т.н. "свободного рынка" и разнообразные анархисты отрицают наличие (или опасность) пандемии, поскольку им больше ничего не остается. Иначе их идеологию не спасти, потому что c такой угрозой здоровью людей рынок справиться не может. Вообще. Никак. Даже в теории. Нужна всеобщая, на текущий момент общепланетарная, система управления, решения которой обязательны для исполнения всеми без исключения.
Противоречие между уровнем развития производительных сил и производственными отношениями дошло (и уже довольно давно!) до состояния, когда появились технологии (в самом широком смысле этого понятия), которые не могут сколь-нибудь успешно развиваться и реализовываться при капитализме. В новой, следующей формации они смогут развиться до недосягаемых и трудно представимых сейчас высот, но нынешние производственные отношения тормозят и искажают их, зачастую до весьма неприглядного состояния. Таких технологий несколько, две из них - здравоохранение и то, что именуют "информационные технологии".
Здравоохранение как система, то есть всеобщая и общедоступная охрана и улучшение здоровья граждан, несовместима с рынком. Собственно, впервые такая система была разработана и внедрена в Советском Союзе под руководством Н. А. Семашко и носит его имя, а аналоги (британская система Бевериджа и другие бюджетные системы здравоохранения в бывших "государствах всеобщего благосостояния") создавались с использованием опыта системы Семашко, поэтому самостоятельное возникновение такой технологии при капитализме, вообще говоря, вряд ли возможно.
Нет сомнений, что в будущем, при коммунизме, здравоохранение получит настоящее развитие и достигнет победы над всеми инфекционными заболеваниями (включая любые эпидемии) и многими возрастными патологиями и значительного увеличения продолжительности жизни - для начала. Дальше будет интереснее, но это тема для отдельной статьи. (Сторонникам "естественного человека" в этом направлении лучше даже не думать!)
Информационные технологии (IT для краткости), зародились, конечно, при капитализме (вопрос, откуда считать - от Конрада Цузе, Алана Тьюринга или вообще от Чарльза Бэббиджа с Адой Лавлейс). Но при широком распространении (я говорю о хотя бы о Всемирной паутине, не то что о соцсетях и прочем Web 2.0) они приняли далеко не те формы, которые могли бы. Рынок уродует все, до чего дотянется. Но и прискорбное состояние сферы разработки ПО, и бездумная "цифровизация" - не повод возвращаться в докомпьютерную эпоху. Не надо плакать об утраченном личном общении и засилье смартфонов (не было тогда лучше, это ни на что не влияет), "старых добрых" автомобилях без электроники и компьютеров ("Full Analog System! No Electronics! No Computers!" - кто вспомнит, откуда это?) и прочих реликтах воображаемого дизельпанка (вроде всяческих летательных аппаратов с поршневыми ДВС).
Я родился в эпоху, когда не было ни персональных компьютеров, ни сотовых телефонов, я это помню и я туда не хочу. Оставьте мне и компьютер с быстрым интернетом, и смартфон с Wi-Fi, и онлайн-магазины с доставкой, и Госуслуги (хоть кривые, но всяко лучше хождения "ногами") и автомобиль с "автоматом", навигацией и камерами (раз уж автопилот пока не осилили). А в будущем, коммунистическом будущем, IT, освобожденные от оков рынка, разовьются до всепроникающей и полностью интегрированной системы, новой среды обитания человека - для начала. Дальше будет интереснее, но это тема для еще одной отдельной статьи. (Сторонникам "естественного человека" в этом направлении снова не думать, поплохеет!)
А либертарианцы, анкаповцы и прочие анархисты неизбежно становятся антипрогрессистами, потому что IT все делают, по их мнению, не так. Они не работают нормально в условиях рынка. Они сильно облегчают планирование. Они помогают автоматизировать производство и создавать изобилие. Они значительно увеличивают прозрачность производства и распределения. Наконец, они уничтожают т.н. "интеллектуальную собственность". Кстати, здесь IT непосредственно смыкается со здравоохранением. Естественно, в нормальном обществе все химические формулы, техпроцессы производства и данные испытаний всех препаратов и вакцин должны быть открыты.
Первое я уже как-то упоминал - сторонники т.н. "свободного рынка" и разнообразные анархисты отрицают наличие (или опасность) пандемии, поскольку им больше ничего не остается. Иначе их идеологию не спасти, потому что c такой угрозой здоровью людей рынок справиться не может. Вообще. Никак. Даже в теории. Нужна всеобщая, на текущий момент общепланетарная, система управления, решения которой обязательны для исполнения всеми без исключения.
Противоречие между уровнем развития производительных сил и производственными отношениями дошло (и уже довольно давно!) до состояния, когда появились технологии (в самом широком смысле этого понятия), которые не могут сколь-нибудь успешно развиваться и реализовываться при капитализме. В новой, следующей формации они смогут развиться до недосягаемых и трудно представимых сейчас высот, но нынешние производственные отношения тормозят и искажают их, зачастую до весьма неприглядного состояния. Таких технологий несколько, две из них - здравоохранение и то, что именуют "информационные технологии".
Здравоохранение как система, то есть всеобщая и общедоступная охрана и улучшение здоровья граждан, несовместима с рынком. Собственно, впервые такая система была разработана и внедрена в Советском Союзе под руководством Н. А. Семашко и носит его имя, а аналоги (британская система Бевериджа и другие бюджетные системы здравоохранения в бывших "государствах всеобщего благосостояния") создавались с использованием опыта системы Семашко, поэтому самостоятельное возникновение такой технологии при капитализме, вообще говоря, вряд ли возможно.
Нет сомнений, что в будущем, при коммунизме, здравоохранение получит настоящее развитие и достигнет победы над всеми инфекционными заболеваниями (включая любые эпидемии) и многими возрастными патологиями и значительного увеличения продолжительности жизни - для начала. Дальше будет интереснее, но это тема для отдельной статьи. (Сторонникам "естественного человека" в этом направлении лучше даже не думать!)
Информационные технологии (IT для краткости), зародились, конечно, при капитализме (вопрос, откуда считать - от Конрада Цузе, Алана Тьюринга или вообще от Чарльза Бэббиджа с Адой Лавлейс). Но при широком распространении (я говорю о хотя бы о Всемирной паутине, не то что о соцсетях и прочем Web 2.0) они приняли далеко не те формы, которые могли бы. Рынок уродует все, до чего дотянется. Но и прискорбное состояние сферы разработки ПО, и бездумная "цифровизация" - не повод возвращаться в докомпьютерную эпоху. Не надо плакать об утраченном личном общении и засилье смартфонов (не было тогда лучше, это ни на что не влияет), "старых добрых" автомобилях без электроники и компьютеров ("Full Analog System! No Electronics! No Computers!" - кто вспомнит, откуда это?) и прочих реликтах воображаемого дизельпанка (вроде всяческих летательных аппаратов с поршневыми ДВС).
Я родился в эпоху, когда не было ни персональных компьютеров, ни сотовых телефонов, я это помню и я туда не хочу. Оставьте мне и компьютер с быстрым интернетом, и смартфон с Wi-Fi, и онлайн-магазины с доставкой, и Госуслуги (хоть кривые, но всяко лучше хождения "ногами") и автомобиль с "автоматом", навигацией и камерами (раз уж автопилот пока не осилили). А в будущем, коммунистическом будущем, IT, освобожденные от оков рынка, разовьются до всепроникающей и полностью интегрированной системы, новой среды обитания человека - для начала. Дальше будет интереснее, но это тема для еще одной отдельной статьи. (Сторонникам "естественного человека" в этом направлении снова не думать, поплохеет!)
А либертарианцы, анкаповцы и прочие анархисты неизбежно становятся антипрогрессистами, потому что IT все делают, по их мнению, не так. Они не работают нормально в условиях рынка. Они сильно облегчают планирование. Они помогают автоматизировать производство и создавать изобилие. Они значительно увеличивают прозрачность производства и распределения. Наконец, они уничтожают т.н. "интеллектуальную собственность". Кстати, здесь IT непосредственно смыкается со здравоохранением. Естественно, в нормальном обществе все химические формулы, техпроцессы производства и данные испытаний всех препаратов и вакцин должны быть открыты.
no subject
Date: 2021-02-15 04:02 pm (UTC)Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Медицина (https://www.livejournal.com/category/medicina?utm_source=frank_comment), Технологии (https://www.livejournal.com/category/tehnologii?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
Date: 2021-02-15 04:03 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-15 04:10 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-15 04:55 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-16 07:20 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-16 09:47 am (UTC)А модульность с нами надолго и так. Буквально до изобретения "синтезаторов полевых типа Мидас", где уже каждое изделие может быть строго индивидуальным.
no subject
Date: 2021-02-16 11:46 am (UTC)Я, например, современные необслуживаемые смартфоны, в которых даже аккумулятор нельзя поменять, тоже не приветствую. Но требовать, чтобы современную технику можно было обслужить "в поле" без запчастей (а с запчастями неважно, какие они), несколько странно. Да, нужны открытые стандарты, чтобы никакой проприетарщины. Чтобы, например, экран приборной панели или навигации от одного автомобиля можно было воткнуть в другой, как любой монитор можно подключить к любому компьютеру по стандартному DVI/HDMI/DisplayPort. Я про автомобильную электронику, потому что сейчас там такой мрак...
no subject
Date: 2021-02-16 01:04 pm (UTC)Естественно, не стоит превращать это в обязаловку, но для тех кто желает — почему и нет?
no subject
Date: 2021-02-16 04:22 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-19 10:02 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-20 07:04 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-20 07:41 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-20 07:42 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-15 06:12 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-16 07:02 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-16 06:31 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-16 06:40 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-16 07:25 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-17 07:50 am (UTC)А вот у меня, как я уже не раз рассказывал, ситуация такая. Некрупная компания, чуть меньше 300 человек. Где-то половина с апреля 2020 на удаленке (включая меня). Примерно полсотни заболевших, из них минимум четверть — тяжело. Летальных случаев нет (людей пенсионного возраста у нас мало), но все, кто болел, в один голос говорят — "этим лучше не болеть". Естественно, с гриппом это несравнимо, ничего подобного раньше и близко не было.
Из других знакомых, включая сетевых — то же самое. Болезнь очень тяжелая. Молодежь до 30 лет, конечно, чаще переносит легко, а в моем возрасте это может быть очень опасно.
no subject
Date: 2021-02-17 10:36 am (UTC)Вы описываете стандартную сезонную ситуацию. Пока вам по телеку в мозг не накапали, что ОРВИ может быть очень опасно и этим лучше не болеть - вы даже не задумывались об этом и ходили на работу с температурой и соплями.
Вы, в силу того, что не понимаете значения слов "эпидемия" и "пандемия", пишете откровенные глупости. Потому что если эпидемия(я даже не говорю о пандемии), смертельно опасного заболевания, есть - её невозможно отрицать, как невозможно отрицать наличие гравитации, например. Ну вот просто не получится и всё.
no subject
Date: 2021-02-17 02:27 pm (UTC)Но вы же именно этим и занимаетесь!
ОРВИ может быть очень опасно
Да-да, главное, повторять, что "это простое ОРВИ", лежа в реанимации на койке с кислородом.
no subject
Date: 2021-02-21 11:37 am (UTC)"За что погибли 2 миллиона человек?!"
А обычное ОРВИ не так выглядит. Берем обычный сезонный грипп и получаем в США за разные годы около 30-35 тыс смертей при 30 -35 млн. заболевших. Ковид при сравнимом числе заболевших сейчас в США (хотя и меньшем) уже ровно на порядок больше.
no subject
Date: 2021-02-21 11:39 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-16 01:56 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-16 04:09 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-17 05:37 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-17 06:52 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-16 02:12 pm (UTC)А сторонники "естественного человека" могут унаследовать Землю — мне хватит звёзд, на первое время. :)
p.s. хотя, это ниразу не дело для завтрашнего дня.
no subject
Date: 2021-02-16 04:11 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-21 11:22 am (UTC)"Задача коммунистов -преодолеть смерть и дать людям возможность жить бесконечно долго "Сергей Удальцов
https://vk.com/wall-107391_60241
Немного про связь Сингулярности и плановой экономики, а заодно и Левого Трансгуманизма «для всех» : она, плановая экономика, уже тут. Просто она работает не для всех. Ну и неравномерно распределена, конечно." https://vk.com/wall-107391_60362
Отрадно,что всё больше людей понимают связь социальных и технологических преобразований общества.
no subject
Date: 2021-03-07 09:00 am (UTC)no subject
Date: 2021-04-04 04:20 pm (UTC)При всем моем к нему уважении (и понимании причин подобного) поддержать не могу, поскольку это классика прямо Шок будущего (футурошок по Тоффлеру), где то первого уровня. https://scientifically.info/publ/8-1-0-139
Но подобную проблему адаптации мышления к новым технологиям нужно учитывать.
Хотя для меня несомненно (при отсутствии глобальной социальной, технологической или природной катастрофы), что к сильным ИИ, техносфере и прочему мы несомненно придем.
no subject
Date: 2021-04-09 12:41 pm (UTC)"УШ1 - это виртуальная реальность и экономика, основанная на электронной коммерции" — ага, коммерция (и вообще ТДО) уже устарели, это не будущее, это тяжкий груз прошлого.
"УШ2 - это межзвёздные путешествия, физическое бессмертие и генная инженерия, УШ3 - это нанотехнологии или искусственный интеллект уровня человека" — по-моему, они все перепутали. ИИ уровня человека, нанотехнологии, генная инженерия, продление жизни в разы (термин "бессмертие" гораздо шире) — это все примерно одно, думаю, в столетие от нынешнего уровня уложимся. Зачем здесь два уровня?
Дальше:
УШ3: "нанотехнологии, ИИ уровня человека, усиление человеческого интеллекта, загрузка, полная перестройка тела, межгалактические путешествия". Последний пункт, по-моему, отстоит от всех предыдущих минимум на тысячелетия и им явно не место на одном уровне. Нанотехнологии явно появятся раньше, чем загрузка и полная перестройка тела (вот это уже тянет на настоящее "бессмертие").
В реальность сингулярности в том смысле, какой вкладывают в него сингуляристы, я не верю, поэтому УШ4 для меня выглядит крайне маловероятным, а УШ3 и ниже — да хоть завтра :-)
no subject
Date: 2021-04-10 01:41 pm (UTC)На мой взгляд, здесь именно неолуддитская критика машин и технологий (техносфера как угроза), а не научно-коммунистическая (машина как орудие капиталистической эксплуатации).
и экономика, основанная на электронной коммерции" Здесь да ,соглашусь, забавно как авторы способны продумать юпитерианские мозги -матрешки и нейросоц с цифровым бессмертием, но упираются в ТДО. Хотя ограничения частной собственности на средства производства именно в сферах IT и НТР в целом, гораздо более рельефны. У Олега Комолова недавно хороший видеоролик вышел про Интеллектуальную собственность. https://www.youtube.com/watch?v=0_PeL87Gb2s
межгалактические путешествия". Последний пункт, по-моему, отстоит от всех предыдущих минимум на тысячелетия и им явно не место на одном уровне. Здесь соглашусь. Сверхсвет как мы сейчас понимаем гораздо более фантастическая технология,чем цифровое бессмертие и загрузка сознания. Для того же двигателя Алькубьере или путешествий через кротовые норы требуется цивилизации гораздо более высокого технологического уровня,чем для потенциально возможного копирования сознания в сеть.
no subject
Date: 2021-04-10 05:31 pm (UTC)Мда, действительно. Футуршок первого (всего-то!) уровня, с диагнозом согласен. Причем в качестве примера антиутопии приводятся цитаты из романа-антиутопии, которые с самого начала противоположны тому, что я писал в "Звезде..." и "Дне на экваторе" и очень похожи на страшилки, которыми пугали Роберта до того, как он обнаружил источник правдивой информации :-) Про классовый подход к рассмотрению тенденций в упомянутой "цифровизации" можно забыть.
Здесь соглашусь. Сверхсвет как мы сейчас понимаем гораздо более фантастическая технология,чем цифровое бессмертие и загрузка сознания.
Ладно сверхсвет, он понадобится еще на этапе колонизации нашей Галактики. 100 тысяч световых лет в диаметре, сотни миллиардов звезд. Сколько времени уйдет на ее освоение и когда дойдут руки до соседних галактик? Даже Культура Бэнкса (а это уровень 3 по всем остальным параметрам), ЕМНИП, замахивается разве что на Магеллановы облака. Я бы поставил в УШ3 "межзвездные в пределах Галактики (сверхсветовые)".