О левизне и прогрессе
Jul. 7th, 2021 11:28 pmГлядя на то печальное состояние, в которое впали некоторые (а, может быть, и многие - статистики нет) левые (или, скорее "левые"), решил написать об отношении к прогрессу. Не так давно Александр Майсурян (
maysuryan) дал хорошее определение:
"Думаю, что ещё со времён Великой Французской революции, когда слева в парламенте садились сторонники революции, а справа — её противники, левые — это сторонники движения истории вперёд, в сторону прогресса. Научно-технического, экономического, а значит, и социального."
Именно так, левые - это сторонники прогресса. Я не собираюсь сейчас дискутировать о том, кто может считаться коммунистом или марксистом, речь о более широком круге мировоззрений. Недаром в СССР было в ходу прилагательное "прогрессивный" в применении к деятелям, которых, конечно, нельзя было отнести к коммунистам, но стоило выделить. Противники прогресса не могут называться левыми, как бы они не пытались маскироваться под таковых.
Те, кто читал "Звезду, которая никогда не заходит", заметят, что та же самая идея - идея прогресса - лежит в основе Нулевого принципа Кодекса Core. Прогресса научного, технологического, экономического и социального, поскольку они неразрывно связаны между собой. Кажется, что есть только два пути, вперед и назад, но это иллюзия. Пути назад нет и уже очень, очень давно. Рубикон был перейден задолго до начала письменной истории, если вообще не до появления Homo sapiens.
Разумеется, человеческая история - не плавное восхождение к вершине. Периоды регресса, откаты назад как в социальном, так и в технологическом плане случаются. Но капитализм стоит несколько особняком среди остальных антагонистических формаций. Да, он может торомозить технический прогресс. Да, он может обращать его вспять - в отдельных областях, но не в целом. Да, движение вперед тормозится устаревшими производственным отношениями, но оно не может быть остановлено полностью. Конкуренция не позволит.
При капитализме всегда есть "фоновый" технический прогресс, если не в отдельной стране, то в мировой экономике в целом. Мы настолько привыкли к этому, что часто не отдаем себе в этом отчета (поэтому и бессмысленен аргумент "в СССР не было айфонов"). Но если во времена, когда капитализм сам был прогрессивным строем (по сравнению с феодализмом), технический прогресс несся вперед с поражающей воображение скоростью, сейчас, когда капитализм стал реакционным, он плетется намного медленнее. Но он идет и капитализм таким образом сам постоянно ухудшает (не может не ухудшать!) собственное положение, наращивая противоречия.
Причем тут "левизна"? А вот причем. Нельзя быть сторонником социального прогресса, не будучи сторонником научно-технического. Нельзя остановить научно-технический прогресс. Если он вас пугает и вам кажется, что раньше было лучше (в целом, кроме отдельных узких областей), могу только посочувствовать. Завтра будет отличаться от "раньше" в плане технологий еще сильнее, даже в случае социального регресса. А при смене формации нас ждет гигантский технологический рывок. Коммунизм - формация, которая будет построена на более высоком технологическом базисе, чем сейчас. Это не значит, что базис сейчас не достаточен, это значит, что, поскольку коммунизма сейчас нет и он появится только в будущем, технологии при нем будут еще более высокими, чем сейчас. Неизбежно.
Поэтому нельзя быть противником какой-то современной технологии (тем более, если в целом она очень полезна) и считаться левым. Если вы хотите отказаться от чего-то, от ядерной энергетики до мобильной связи, если вы считате какую-то современную технологию, от вакцинации до генной терапии, неработающей, если вас пугают перспективы роботизации и киборгизации - у меня для вас плохие новости. При коммунизме все будет намного страшнее :-)
"Думаю, что ещё со времён Великой Французской революции, когда слева в парламенте садились сторонники революции, а справа — её противники, левые — это сторонники движения истории вперёд, в сторону прогресса. Научно-технического, экономического, а значит, и социального."
Именно так, левые - это сторонники прогресса. Я не собираюсь сейчас дискутировать о том, кто может считаться коммунистом или марксистом, речь о более широком круге мировоззрений. Недаром в СССР было в ходу прилагательное "прогрессивный" в применении к деятелям, которых, конечно, нельзя было отнести к коммунистам, но стоило выделить. Противники прогресса не могут называться левыми, как бы они не пытались маскироваться под таковых.
Те, кто читал "Звезду, которая никогда не заходит", заметят, что та же самая идея - идея прогресса - лежит в основе Нулевого принципа Кодекса Core. Прогресса научного, технологического, экономического и социального, поскольку они неразрывно связаны между собой. Кажется, что есть только два пути, вперед и назад, но это иллюзия. Пути назад нет и уже очень, очень давно. Рубикон был перейден задолго до начала письменной истории, если вообще не до появления Homo sapiens.
Разумеется, человеческая история - не плавное восхождение к вершине. Периоды регресса, откаты назад как в социальном, так и в технологическом плане случаются. Но капитализм стоит несколько особняком среди остальных антагонистических формаций. Да, он может торомозить технический прогресс. Да, он может обращать его вспять - в отдельных областях, но не в целом. Да, движение вперед тормозится устаревшими производственным отношениями, но оно не может быть остановлено полностью. Конкуренция не позволит.
При капитализме всегда есть "фоновый" технический прогресс, если не в отдельной стране, то в мировой экономике в целом. Мы настолько привыкли к этому, что часто не отдаем себе в этом отчета (поэтому и бессмысленен аргумент "в СССР не было айфонов"). Но если во времена, когда капитализм сам был прогрессивным строем (по сравнению с феодализмом), технический прогресс несся вперед с поражающей воображение скоростью, сейчас, когда капитализм стал реакционным, он плетется намного медленнее. Но он идет и капитализм таким образом сам постоянно ухудшает (не может не ухудшать!) собственное положение, наращивая противоречия.
Причем тут "левизна"? А вот причем. Нельзя быть сторонником социального прогресса, не будучи сторонником научно-технического. Нельзя остановить научно-технический прогресс. Если он вас пугает и вам кажется, что раньше было лучше (в целом, кроме отдельных узких областей), могу только посочувствовать. Завтра будет отличаться от "раньше" в плане технологий еще сильнее, даже в случае социального регресса. А при смене формации нас ждет гигантский технологический рывок. Коммунизм - формация, которая будет построена на более высоком технологическом базисе, чем сейчас. Это не значит, что базис сейчас не достаточен, это значит, что, поскольку коммунизма сейчас нет и он появится только в будущем, технологии при нем будут еще более высокими, чем сейчас. Неизбежно.
Поэтому нельзя быть противником какой-то современной технологии (тем более, если в целом она очень полезна) и считаться левым. Если вы хотите отказаться от чего-то, от ядерной энергетики до мобильной связи, если вы считате какую-то современную технологию, от вакцинации до генной терапии, неработающей, если вас пугают перспективы роботизации и киборгизации - у меня для вас плохие новости. При коммунизме все будет намного страшнее :-)
no subject
Date: 2021-07-07 08:30 pm (UTC)Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Лытдыбр (https://www.livejournal.com/category/lytdybr?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment), Технологии (https://www.livejournal.com/category/tehnologii?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
Date: 2021-07-07 08:31 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-07 08:33 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-07 09:33 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-08 07:18 am (UTC)no subject
Date: 2021-07-08 11:24 am (UTC)У меня вот другие сомнения. Что наука-техника, начиная со звездолётов, заканчивая генной модификацией — это прогресс я согласен конечно. А вот как сознание каждого генномодифицировать или киборгизировать, чтобы вместо капиталистических и всяких там буржуазных порывов каждый вдруг (ну или пускай уже постепенно) перешёл к отношениям коммунистическим? Чтоб не заглядывал в рот к соседу, сколько крошек хлеба тот склевал и не объел ли его, чтобы не накапливал у себя всякие там польские стенки с хрустальными люстрами и джинсами маде ин левис, а что бы вот каждый — по способностям, каждому — по потребностям? Под дулами автоматов и суровым контролем гепеу как-то ж не особо получилось. Только маскироваться научились...
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2021-07-07 09:39 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-07 11:59 pm (UTC)Гораздо проще и удобнее создать отдельный автомат что будет выполнять те или иные функции отдельно, чем встраивать эти механизмы в живое тело.
Собственно "киберпанк" и травматичная кибернизация — это доведение до упора маразма капиталистической системы где каждый человек вынужден гнаться за совершенством себя как "винтика" машины в ходе конкуренции "всех против всех", а значит должен модифицировать свое тело по принципу "все свое ношу с собой" и значит нужно в себя встроить оружие что бы отбиваться от остальных в войне всех-против-всех, а так же свои личные средства производства например в виде суперкомпьютеров что бы быть ценным активом в глазах капиталиста.
no subject
Date: 2021-07-10 04:34 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-15 07:06 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2021-07-09 07:24 pm (UTC)Я Вам ответ нарисую:) From the moment I understood the weakness of my flesh, it disgusted me. Точнее ссылку дам на короткий ролик
Там буквально каждая фраза в точку бьет, буквально манифест трансгуманизма за одну минуту (несмотря на то что это всего лишь ролик к игре:)
Каждый из нас постареет, ослабнет и состарится и каждому потребуется технологическая помощь, не сейчас, так позже.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2021-07-10 04:21 pm (UTC)Нет. То есть я понимаю, что физический носитель, или, как я предпочитаю его называть, платформа разума, оказывает на него непосредственное влияние, как в ходе формирования (и человека как вида, и отдельной человеческой личности), так и далее. Но тело — только платформа, причем очень и очень посредственная (мягко говоря).
Вспомните людей с физическими недостатками, но прекрасно работающим разумом. Пример предельного случая — Стивен Хокинг.
Всякое его усечение — это инвалидность в лучшем случае.
Мы не хотим его усекать, мы хотим его улучшить.
no subject
Date: 2021-07-07 11:49 pm (UTC)А не как сейчас — пиздец с наукой — где закапываются в теоретезированное не связанное с реальным миром — на примере той же теории струн или темной материи, когда наука по сути встала в 80х и никакого прогресса по сути нет. То что происходить сейчас — это не более чем оптимизация и шлифовка технологий созданных в 60-70е . Так что еще 10 лет и микроэлектроника окончательно встанет. И более капитализм не сможет демонстрировать прогресс. Ибо вся фундаменталка занята математиками осваивающими бюджетами без реального технологического выхлопа. (см книгу Ли Смолина "Неприятности с физикой")
no subject
Date: 2021-07-08 11:30 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2021-07-12 11:27 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2021-07-15 07:10 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2021-07-08 12:04 am (UTC)"
"Думаю, что ещё со времён Великой Французской революции, когда слева в парламенте садились сторонники революции, а справа — её противники, левые — это сторонники движения истории вперёд, в сторону прогресса. Научно-технического, экономического, а значит, и социального."
"
я помнится писал тут:
https://cosmicstarcat.livejournal.com/4999.html
Увы в обывательском сознании:
Право/Right – созвучно со словами: Правом государства, Правами личности, Правдой и истинной, Правильностью . Right Right, Rights?, mheh?
Лево/Left - хоть и не настолько прямо, но оказывается связанным с леваком левачеством, походами на лево, не правильностью, бегством и отступлением, а так же прочими «левыми» для левого движения словами.
no subject
Date: 2021-07-08 12:51 am (UTC)И что же это за "пичалька"?
решил написать об отношении к прогрессу
Гхм... Конкретизирую вопрос: и что же это за "пичалька" применительно к прогрессу?
левые - это сторонники прогресса
Тут есть любопытный и немаловажный нюанс: левые — действительно сторонники прогресса, но и многие априори не-левые — тоже.
Прогресса научного, технологического, экономического и социального, поскольку они неразрывно связаны между собой.
Несомненно! И надо отметить эту связь!
Кажется, что есть только два пути, вперед и назад, но это иллюзия.
Тоже — очень верно: социодинамика не укладывается в банальное "назад-вперёд" — вариативность куда шире.
Рубикон был перейден задолго до начала письменной истории, если вообще не до появления Homo sapiens.
Ах, вот вы о чём... В том смысле, что "фарш невозможно провернуть назад" — и путь человечества предопределён сразу же по его появлению, а то и загодя?
И если по поводу необратимости исторических процессов нет ни малейших возражений (даже регресс подразумевает реставрацию прежних явлений — но на новом уровне), то вот идея предопределённости — КМК — вызывает больше вопросов, чем даёт ответов.
капитализм стоит несколько особняком среди остальных антагонистических формаций
На самом деле — нет (во всяком случае — именно с т.з. прогрессивности). Никакая формация не может остановить неизбежных перемен (даже если вдруг задастся этой целью), с другой стороны — для любой антагонистической формации оные (изменения) являются нежелательными и вредными (ибо разрушают устои). Капитализм отличается базисом — промышленным общественным производством, в отличии от предшествовавшего аграрного — но помимо требований, выдвигаемых этим самым базисом, никаким таким особым спросом именно на прогрессивность не выделяется.
Завтра будет отличаться от "раньше" в плане технологий еще сильнее
Будет.
Если вы хотите отказаться от чего-то, от ядерной энергетики до мобильной связи, если вы считате какую-то современную технологию, от вакцинации до генной терапии, неработающей, если вас пугают перспективы роботизации и киборгизации - у меня для вас плохие новости. При коммунизме все будет намного страшнее :-)
Ясно.
ИМХО — у вас несколько неверная концепция восприятия социальной эволюции — отсюда и ошибочность выводов.
no subject
Date: 2021-07-08 12:53 am (UTC)И здесь можно наблюдать почти прямую аналогию с биологической эволюцией — где те или иные изменения происходят постоянно, причём значительная их часть оказывается вредной (и отсеивается естественным отбором), некоторая — нейтральной (и не оказывает существенного влияния), третья же — полезной т.к. повышает эффективность (и закрепляется отбором половым). Причём попадание того или иного признака в ту или иную категорию имеет весьма относительный характер: зависит как от соответствия конкретным условиям (полезное в пустыне скорее всего окажется не слишком применимым в лесу), конъюнктуры (даже весьма прогрессивная находка будет бесполезной, а то и прямо вредной, если место (экониша) уже занята), а кроме того — в силу изменчивости самих условий (и то, что вчера ещё было полезнейшей адаптацией может обернуться гибельной ловушкой). Примерно те же отмечается и для эволюции социальной — только со своей спецификой (обусловленной сложностью систем) и проявляемой прежде всего в значительном снижении вариативности (как то, впрочем, наблюдается для всех высших животных, но здесь та же особенность проявлена ещё сильнее). Что и создаёт ощущение практически "прямой направленной линии", в то время как на самом деле механизм всё тот же: поиск оптимума "методом тыка" (просто тут отсев неудачных "тычков" происходит гораздо эффективнее и быстрее). Так что история отнюдь не "задана", а её кажущаяся направленность — это узость рамок (с одной стороны — требований условий, с другой — внутренних возможностей для удовлетворения этих требований), но эти рамки задают лишь самые общие и глобальные тенденции; внутри же них всё ещё возможны (более того — вполне реализуются) любые колебания.
С чем, собственно, и связано появление расслоённых социумов как таковых. Вся социальная история базируется на принципе солидаризма (и этим отличается от большинства даже самых (биологически) близких приматов — поэтому, кстати, и отсылки к "человеческой природе" на их примере явно несостоятельны). Т.е. развитие средств производства несколько расширяет простор "для манёвров" и вариантов, причём — не всегда удачных: ибо в числе прочего становятся возможными и паразитические стратегии, которые за последние тысячелетия и захватывают — причём в своем максимальной (государственной) форме практически все страны и народы. Причём надо понимать их особенность: сами по себе они не создают ничего принципиально нового, и не отменяют (да и отменить не могут) самых базовых принципов, лежащих в самой основе человеческой социальности, а лишь перенаправляют достижения этого подхода для собственной выгоды и соответствующим образом переформатируют (в разной степени!) общественные отношения. Солидарность (общность интересов и совместность действий) никуда не делась (и деться не могла — ибо иначе общество попросту распалось бы, а после пересборки по другим принципам новое по определению не обладало бы прежней эффективностью) и всё так же определяет всю сферу человеческой деятельности, но появилась новая надстройка, которая — и тут опять прямо-таки напрашивается аналогия с биологическим паразитизмом — искажает нормальную работу нормальных систем (в каких то структурах (прежде всего организационно-управленческих) — очень сильно, в других — относительно слабо).
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2021-07-08 07:41 am (UTC)Ретроградство в широком смысле, от простого "раньше было лучше" до откровенного мракобесия. Лакмусовой бумажкой послужило отношение к пандемии и вакцинации, но оно, разумеется, не могло возникнуть без гораздо более глубокой (и давней) основы. Коронавирус его просто выявил, хотя отдельные штришки проявлялись и раньше.
Тут есть любопытный и немаловажный нюанс: левые — действительно сторонники прогресса, но и многие априори не-левые — тоже.
Совершенно верно. Если говорить о техническом прогрессе, то положительное к нему отношение — это необходимое, но не достаточное условие левизны. Можно быть сторонником технического прогресса, но отрицать социальный — так делают некоторые правые. Левые должны быть сторонниками не только научно-технического, но и социального прогресса, причем в их неразрывной связи (собственно, материалистическое понимание истории — именно об этом).
В том смысле, что "фарш невозможно провернуть назад" — и путь человечества предопределён сразу же по его появлению, а то и загодя?
Он не то что бы жестко предопределен, но любой серьезный технологический регресс неизбежно означает и социальный, вплоть до коллапса всей человеческой цивилизации. Любые проблемы, возникающие в ходе технического прогресса, решаются дальнейшим техническим и социальным прогрессом (именно "и", "вариант "или" невозможен).
На самом деле — нет (во всяком случае — именно с т.з. прогрессивности). Никакая формация не может остановить неизбежных перемен (даже если вдруг задастся этой целью), с другой стороны — для любой антагонистической формации оные (изменения) являются нежелательными и вредными (ибо разрушают устои). Капитализм отличается базисом — промышленным общественным производством, в отличии от предшествовавшего аграрного — но помимо требований, выдвигаемых этим самым базисом, никаким таким особым спросом именно на прогрессивность не выделяется.
С т.з. прогрессивности самого строя — не отличается. Я имел в виду исключительно неизбежность постоянного технического прогресса из-за конкуренции капиталистов. При феодализме, например, рыночной конкуренции между феодалами не наблюдается, товарно-денежные отношения распространены мало и двигателем прогресса выступает, разве что, военное дело. А при капитализме неизбежен именно технический прогресс в производстве.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2021-07-09 09:07 pm (UTC)Согласен. Нельзя считать левыми технофобов - луддитски настроенную часть экологов, противников автоматизации, и т.д.
Но подчас за "страх перед техникой" принимают иной страх: перед злодейским, манипуляторским применением техники. Перед ситуацией, когда атомная физика используется правящим классом для производства бомб, электроника и кибернетика для политической слежки и цензуры, предлог вакцинации для той же слежки или "выбраковки" слабосильных и нелояльных, и т.д.
Левые приветствуют использование техники для покорения природы ради комфорта людей - но не для покорения людей правящей верхушкой.
no subject
Date: 2021-07-11 03:31 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2021-07-15 07:14 pm (UTC)no subject
Date: 2021-09-17 09:36 am (UTC)Зато можно быть сторонником научно-технического прогресса не будучи сторонником прогресса социального. НТП не безусловное благо, он может служить инструментом закрепления эксплуатации.
По мне левые — борцы за право большинства (трудового народа), правые — за право меньшинства (эксплуататоров). Рассуждения о прогрессе я бы тут вывел за скобки.
no subject
Date: 2021-09-17 07:25 pm (UTC)Можно, и таких полно. Но они не понимают, как работает прогресс...
НТП не безусловное благо, он может служить инструментом закрепления эксплуатации.
В (относительно) краткосрочной перспективе — может, еще классиками описано.
Рассуждения о прогрессе я бы тут вывел за скобки.
Не надо за скобки. Быть сторонником научно-технического прогресса — необходимое условие, но не достаточное. Быть сторонником социального — тоже необходимое, но тоже не достаточное, потому что социальный прогресс без научно-технического на сколь-нибудь длительных отрезках времени просто невозможен.